Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевская площадь, Санкт-Петербург
Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I. Храм освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года.
Храм имеет статус музея и находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Однако зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города.
Высота храма — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м2. Внутри собор отделан мозаикой. К тому времени в Императорской Академии Художеств умели получать смальту для мозаики семнадцати тысяч цветов. Интересно присутствие в интерьере этого православного храма витража — изначально элемента убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I.
Особо нужно рассказать о куполе храма. Монферран стремился сделать купол максимально легким без потери прочности. Для этого он предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале, построенной в 1725 году, и купола Майнцского собора — в 1828). Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения, из-за чего парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.
Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.